Попрыгунчик
Небольшого
роста и с мальчишеской
фигурой, в коричневых
вельветовых джинсах и
светлой кофточке, в
кроссовках и,.. коротко
постриженная,.. она
сутулилась. Жестом я
пригласил ее к столу и
сказал, чтобы она присела.
Девушка кивнула, выполнила
мои требования и положила на
угол стола большой конверт.
Я невольно обратил внимание
на ее руки с широкими
ладонями и огрубевшей кожей,
и с короткими пальцами.
Потом поднял взгляд и
некоторое время мы смотрели
друг другу в глаза. Мне
показалось, что она готова
заискивать, и делает это по
привычке всякий раз, когда
попадает на прием к врачу.
Ко мне ее направил случай,
когда услышав о
специалисте-психологе, ее
мать отнесла меня к когорте
психиатров. Хотя, все это
выяснилось много позже, а
пока передо мной сидела
больная шизофренией девушка,
а на столе лежал конверт с
бумагами, проштампованными и
испещренными записями
высококвалифицированных
специалистов, лихо владеющих
научной терминологией и
знаниями о влиянии химии на
кору головного мозга... Я не
мог не ознакомиться с
записями, поскольку этого
ждала девушка.
Когда можно
было оторваться от чтения,
отложить в сторону бумаги,
аккуратно согнув листы и
засунув их в конверт, чтобы
отложить его по правую
сторону от себя, а не по
левую, куда первоначально
положила она, я, по примеру
людей в халатах и в очках, с
бородками и без них,
состроил крайнюю
сосредоточенность на лице и
спросил:
-Что за
проблема вас беспокоит?
Девушка
удивилась, смешно скривила
губы и ответила:
-Так там же
все написано. - и указала в
сторону конверта.
-Там? - я
ткнул пальцем в том же
направлении - Там нет ничего
о вас! Там есть только
описание состояния вашего
мозга и выводы врачей. По
моему, это имеет отношение к
врачам, к вашей матери, к
науке, к фармацевтике, и
черт знает к кому и к чему
еще, кроме вас. Сидя в
телевизоре, разве вы можете
знать, что изображено на его
экране?
Девушка
улыбнулась и удивила меня
заключением:
-У меня тоже
есть свой телевизор! Я
смотрю его почти каждый
день, когда дома нет никого.
- здесь она подняла глаза
кверху и несколько секунд
молча наблюдала какие-то
сценки, вероятно разыгранные
на экране ее "телевизора". -
А как вы узнали о нем? Я
ведь никому не говорила об
этом. Меня и так все время
ругают, что я рассеяна.
-Потому что
ты любишь смотреть
телевизор?
-Он сам...
смотрится...
Теперь я
поднял глаза кверху и
улыбнулся. Вслух сказал:
-А у меня
ничего не получается.
-Я вас
понимаю. Вы же здоровый
человек. А я - больная.
-Ты
чувствуешь это...
-Да.
-Где? - я
ткнул пальцем в ее грудь.
Она
засмущалась, и некоторое
время сидела молча, пытаясь
сформулировать ответ.
-В животе? -
предложил я свой вариант.
Она помотала
головой. Я повторил ее
движение и улыбнулся.
-Там?
Она кивнула.
-Ты
беременна?
Она покачала
головой в знак отрицания.
-Но ты была
беременной?
-У меня сын.
-Сколько ему
лет?
-Семь.
-А сколько
тебе лет?
-Двадцать
шесть.
-А сколько
лет твоему телевизору?
-Столько же,
сколько Ребекке.
Все это время
я смотрел в ее глаза,
разрешая себе
"галлюцинировать".
Некоторое
время мы сидим молча и я
замечаю, как она быстро
входит в транс. Расширяются
зрачки, "уплощается" лицо,
цвет которого принимает
матовый оттенок. В тот
момент, когда я вздыхаю
резко, девушка вздрагивает
и, поднявшись со стула,
делает шаг в сторону и
начинает прыгать на месте.
При этом на лице ее восторг
и счастье, тогда как глаза
словно искусственные - со
стеклянным взглядом, как у
куклы. Это продолжается
недолго, потому что я
прерываю попрыгунчика в тот
момент, когда протягиваю
руку в сторону конверта.
Осекшись, она оглядывается
по сторонам и говорит мне:
-Вот так
получается со мной часто.
Может даже случиться на
улице. Я гуляю с коляской и
вдруг начинаю прыгать. Все
думают, наверное, что я
занимаюсь физкультурой.
-Это
случается, когда ты смотришь
телевизор и видишь там
Ребекку?
-Да. А вы
тоже видели это?
Я кивнул.
Жестом указал на стул и она
вернулась на место.
-Что Ребекка
делает?
-Занимается
любовью?! - кажется, девушка
начинает сомневаться, что я
видел ее картинки. Тут я
осекся и попытался выправить
ситуацию:
-Она так
занимается любовью?
-Да. –
смущается клиентка - Если
нет Ильи.
Я некоторое
время снова смотрю в нее и,
убедившись, что она снова
легко вошла в транс,
спрашиваю:
-Тебя как
звать?
-Ребекка.
-А ее?
-Наташа.
-Где она?
-Осталась
там.
-Потому что
ей не допрыгнуть до тебя?
-Да.
-Ты счастлива
потому, что у тебя есть
Илья?
-Да.
-А у нее кто
есть?
-Мишка.
-Мишка...
какой?
-Не знаю.
-Он ей
безразличен?
-Да.
-Потому
что...
-Он не умеет
делать так, как Илья. - эти
слова она произносит с
нескрываемым кокетством.
-Это сложно?
-Он не умеет
делать как Илья.
-Он не умеет
делать как Илья это?
-Да.
-Он делает
больно?
-Да.
-Что ты
сейчас хочешь?
Она не
отвечает. Она закрывает
глаза и через минуту - две
лицо ее краснеет. Запрокинув
голову, она издает вздох
облегчения. Открыв глаза,
она словно впервые видит
меня...
-Все? -
спрашиваю я
Она кивает.
-Ребекка
успокоилась?
Девушка
кивает. При этом глаза ее
продолжают оставаться с
расширенными зрачками.
-Почему нет
Ильи? - спрашиваю я.
-Потому что
он боится вас.
-Он тоже
трус?
Она кивает.
Киваю и я.
-Он похож на
Мишу?
-Нет. -
качает она головой.
Предполагая
ответ, в этот момент я
дотрагиваюсь рукой до
конверта.
-На кого он
похож?
Она пожимает
плечами и... возвращается в
первоначальную реальность. В
этот момент я смотрю в ту
сторону, где она прыгала и
пожимаю плечами.
-Тебе
безразлично? - и киваю.
Она кивает.
Я опять
смотрю в нее и она закрывает
глаза...
-Где сейчас
находится Ребекка?
Девушка
некоторое время молчит,
потом улыбается. При этом
она смотрит так, как смотрят
слепые, воспринимающие свой
невероятный мир -
неописуемый,
непередаваемый...
-Она в своем
доме.
-Этот дом
можно описать, если пройтись
по его комнатам и выглянуть
на веранду. Я слышу странный
шум. Это ветер, или так
может шуметь только море?
-Это море!
-Ты стоишь на
веранде?
Она кивает.
-Ветер
прохладный?.. - просто так,
безучастным тоном задаю я
это вопрос и получаю
странный ответ.
-Там нет
ветра...
-Но шумят
волны. - я противоречу ей,
ожидая реакции.
Некоторое
время ее лицо выражает
недоумение. Глаза будто
видят две реальности
одновременно - меня и то
пространство, в котором ей
так счастливо...
-Вы думаете,
море - это декорация?
-А разве ты
не можешь отступить на
несколько шагов, чтобы
увидеть Ребекку со спины?
-Да. -
соглашается она. - Я вижу
ее. На ней прозрачное синее
платье. Нет, оно теперь
стало серым. Оно...
-Развивается
на ветру. - уточняю я - Оно
легкое очень, и развивается
на ветру.
-Оно
развевается на ветру -
повторяет она.
-А ты разве
чувствуешь, что к твоему
телу прикасается ветер,..
потому что ты в доме и вас
разделяет "стеклянная
перегородка". (конечно,
трудно себе представить
стеклянную, да еще и
перегородку, но ради
создания образа иной раз
легче изменить русскому
языку и сократить путь к
конечному результату.)
-Нет.
-Нет, ты
чувствуешь абсолютную тишину
и тебя касается только
спокойствие и вечность.
Через
несколько секунд девушка
судорожно хватает воздух
открытым ртом и слышит мой
приказ:
-Ребекка,
проснись! Открой глаза! Ты
здесь! - я хватаю ее за руку
и наблюдаю, как быстро
девушка возвращается в
реальность, будто
действительно пробуждаясь
ото сна. Она улыбается,
глядя на меня, потом на свою
руку, которую я продолжаю
держать. Застеснявшись, она
деликатно освобождается от
моей руки и говорит:
-Это так
здорово! Как будто на
американских горках! Эта
бездна Вселенной и столько
звезд!!!
Я
демонстративно накладываю
свою пятерню на конверт с
документами от психиатров и
замечаю, что девушка
совершенно не реагирует на
это. Она зачарована
увиденным и продолжает
описывать беспредельность
мироздания и свои ощущения.
При этом я отрицательно
качаю головой и смотрю в ту
сторону, где она недавно
прыгала. Наконец, она
осекается и входит в
состояние ступора. Наложив
свою ладонь на кисть ее
правой руки, я снова сжимаю
ее, демонстративно долго
переношу ее руку над столом,
чтобы, в конечном итоге,
положить на конверт с
документами. Она подчиняется
мне, но тело ее начинает
вздрагивать, что быстро
очень переходит в мелкую
дрожь - идет борьба между
Ребеккой и Наташей, между
необходимостью прыгать и
собственным запретом этого.
-Ребекка,
вернись в дом, ты
простудишься! Нельзя вечно
находиться там.
Через
несколько секунд девушка
вздрагивает и быстро выходит
из транса. Зрачок ее сужен,
лицо продолжает оставаться
бледным, губы сжимаются,
вероятно изображая
негодование.
-Ты забыла
Илью! - своим тоном я
стараюсь копировать образ
строгого родителя и вижу,
как с каждой секундой растет
ко мне ее ненависть. Моя
рука все еще сдавливает ее
руку, прижимая к конверту.
Растет ее сопротивление -
она хочет приподнять ее,
оторвать от бумаги. Я
отпускаю ее руку и она
зависает. В то же мгновение
я говорю ей:
-Ребекка,
делай что хочешь, если тебе
так же спокойно и
независимо, как твоей руке.
Твоя рука - это твое тело!
Рядом с Ребеккой был Илья!
Я встаю и
становлюсь на то место, где
она прыгала. Я замечаю, что
она начинает дрожать
сильнее, но будто рука
мешает ей сотворить то, что
она хочет.
-Наташа! -
резко, но не громко окликаю
ее и, перегнувшись, беру за
руку, которая зависла в
воздухе, и привлекаю к себе.
Она встает покорно и мы
смотрим друг другу в глаза.
-Пойдем со
мной! Свари мне кофе. Ты
ведь хорошо это делаешь!
Девушка
покорно следует на кухню, и
не замечая медсестры,
готовит мне кофе. При этом
она совершает правильные,
четко выверенные действия, и
сама относит готовый кофе в
комнату.
Отпив глоток
кофе, я разваливаюсь в
кресле и совершаю долгий
ритуал приготовления, прежде
чем закурить. Она наблюдает
за мной.
-Ребекка, ты
куришь? - спрашиваю ее.
-Нет.
-А Наташа
курит? - показываю взглядом
я в сторону двери.
-Иногда. В
компании.
-Почему?
-Чтобы...
быть современной.
-Как ты?
Она кивает.
-Но ты ведь
не куришь...
Она выглядит
озадаченной и меня вдруг
охватывает кашель.
Откашливаясь и заливаясь
слезами, с невероятно
покрасневшим от натуги
лицом, я быстро гашу
сигарету в пепельнице и
подскакиваю к ней со стороны
того места, где она прыгала,
показывая, чтобы она меня
постучала по спине, будто я
поперхнулся.
-Наташ, ради
бога! Наташа! - и голос мой
звучит умоляюще, подавленный
от кашля.
Девушка
вскакивает и стучит меня
усердно о спине. Вскоре я
успокаиваюсь и возвращаюсь
на место.
-Извини меня!
- говорю я ей - Со мной тоже
иногда такое случается. Иди
домой, Ребекка! Придете
завтра вместе! Все вместе, и
принесешь мне обязательно
этот конверт. Извини. Из-за
этих сигарет, вся работа
пошла насмарку...
Девушка не
двигается. Ее уже не знобит
и она выглядит очень
растерянной. Я смотрю на нее
и просто жду, что она
предпримет дальше.
-Я не
Ребекка.
-Ты пошутила
надо мной?
-Нет.
-Тебе
нравится играть в Ребекку?
-Нет. -
говорит она, при этом кивнув
еле заметно.
-Когда я был
Ильей, мне понравилась
Ребекка. - говорю я.
-Правда?! А
ведь Ребекка умеет писать
стихи.
-А ты что,
бездарна совсем? - с ноткой
уничижения задаю я этот
вопрос.
Девушка
краснеет и опускает глаза.
Она сидит некоторое время и
постепенно ее плечи начинают
вздрагивать. Она плачет и я
кладу свои руки на стол,
будто пытаясь дотянуться до
нее...
-Вы хотите
сказать, что Ребекки не
существует?..
-Это ты
говоришь! Так как ты знаешь
больше кого бы то ни было,
что Ребекка... - я киваю и
жду, когда она продолжит.
-Может все? -
робко спрашивает она меня.
-Да. - киваю
я - Может все, что захочет.
Может, если захочет,
написать такие стихи, чтобы
их опубликовали. Что ей
мешает здесь и сейчас?
Девушка
думает некоторое время, а я
перебиваю ее мысли:
-Что может
помешать тебе чувствовать
себя Ребеккой. Ты ведь
помнишь, как это случилось с
тобой сразу, как только мы
встретились? - я еле заметно
киваю и она вторит мне,
лукаво улыбнувшись.
-Илья? - я
делаю движение, чтобы
поглубже усесться в кресле,
а она мгновенно реагирует,
предполагая, что я снова
хочу встать на место Ильи.
-Нет!
-Кто? -
склонившись к ней корпусом,
я всматриваюсь в ее зрачок,
и она быстро погружается в
транс.
Немного
изменившимся голосом она
говорит:
-Мне больно
всегда...
-Это унижает
тебя?
Она кивает.
-А разве
Ребекка не догадалась бы
поменяться местами с Мишей?
Кто тебе мешает отказаться
от роли ослика, чтобы стать
наездницей?
Картинка
нарисованной мною
перспективы восторгает ее и
она воодушевленно заключает:
-Как Санчо
Панса?
Мы смеемся
оба и дальше разговор идет о
всяких мелочах. Она снова
приходит на сеанс не на
следующий день, а через
неделю. Выглядит она
уверенной и как только
садится напротив меня, сразу
говорит не без иронии:
-Как вы
думаете, кто сейчас перед
вами?
-Зачем мне
думать, если я это вижу? -
отвечаю я, намеренно строго,
но без подавления ее
радостного состояния.
-И кто я?
-Не Илья! -
заключаю я категорично.
Кажется, она
разочарована, но когда по
моему выражению лица девушка
"догадывается", что то -
всего лишь шутка, она снова
возвращается в состояние
радости и начинает
рассказывать свой сон:
-Я видела,
как вы пришли ко мне и
сказали, чтобы я летела! Но
я не полетела, как это
бывает во сне. Я даже не
могу сказать точно, что это
был сон. Просто я будто
вышла из своего тела, и вы
схватили меня, и мы
оказались где-то среди...
множества людей и счастья!
Там было столько любви и все
мы были такими счастливыми!
А вы меня спрашиваете: "Ты
кто?" Я очень боялась
ответить неверно, хотя
отлично знала, что... что я
одна единственная в этой
вселенной, и что меня тоже
любят. А вы как будто
прочитали мои мысли и
сказали вслух. Нет, будет
точнее, если я скажу, что
услышала, как вы назвали
меня по имени - Наташа. И
так нежно, что мне
захотелось плакать и
смеяться одновременно...
-Разве ты все
заметила, что было там? -
спрашиваю я ее и она, будто
не отдавая отчета своим
действиям, тянется к моим
рукам. Я чувствую ее крепко
сцепленные с моими руки и
мысленно даю ей команду
закрыть глаза. Она
повинуется мне и продолжает
рассказывать, что нового
может она видеть теперь.
Комментируя ее рассказ, я
постоянно называю ее
Наташей, пока не наступает
момент, когда мы оба
замолкаем.
Спустя
несколько минут она
вскрикивает и открывает
глаза.
-Что это
было?! - говорит она
восторженно, при этом отирая
слезы со щек.
-Ты сама
можешь ответить...
-Это было так
ярко и столько любви меня
переполняло! Я чувствовала,
как меня любят. Нет1! Нет,
это не секс. Это что-то
потрясающее!
-Ты слышала
голос?
-Нет! Но я
чувствовала, как меня любят!
-Кого?
-Меня!
-Как тебя
называли?
-Никак.
-Но кто ты
была?
-Наташа!
Наташа!..
...Ее мать
мне потом рассказывала, что
все дальнейшие посещения
психиатрических лечебниц,
дальнейшие обследования
подтверждали стойкую
ремиссию. Наладились
взаимоотношения с мужем и
единственным отклонением от
нормы была увлеченность
девушки поэзией. Впрочем,
стихи у нее получались
сносными, а последние,
которые она специально мне
принесла в запечатанном
конверте и попросила
прочесть после ее ухода, мне
показались удачными. Строгое
семейство готово было
мириться с поэтом при
условии, что дальше этого
"безумия" Наташу не будет
заносить. Оставалось только
поставить встречный
ультиматум ее состоятельному
отцу, разъяснив, что издание
сборника стихов его любимой
дочери тиражом в пятьсот
экземпляров не опустошит его
кошелек, зато послужит
гарантом душевного здоровья
девочки, научившейся
сублимировать энергию
необузданного воображения в
стихотворную форму.
_________________
|